На главную
Занятия
Фотоальбом
Гостевая книга Форум Полезные ссылки Контакты
 

Краткая история шотландских танцев

По количеству участвующих в танце человек, можно выделить три вида шотландских танцев: одиночные (solo), парные (couple) и сет (set) танцы.

За немногим исключением все, что называется Highland Dancing (танцы горцев), попадает в категорию одиночных танцев. В шотландских одиночных танцах основное внимание уделяется точному выполнению сложной работы ног. Одним из старейших и наиболее известных танцев является Highland Fling. Он танцуется на одном месте и состоит из последовательности специальных шагов (highland steps). Первоначально он танцевался воинами на щитах, при этом в центре щита обычно находилось большое острие. Поэтому, чтобы не поранить себе ноги, было важно в процессе танца оставаться на одном месте. Обучали Highland Fling учителя танцев, находившиеся под сильным влиянием европейского балета. Поэтому шаги современного "fling" (как и почти всех шотландских танцев) описываются в терминах балетных позиций.

В начале 19 века во всем западном мире становятся популярными парные танцы. Многие из ранних танцев этого периода использовали шаги шотландских танцев strathspey (страспе, медленный танец) и reel (рил, быстрый танец). На континенте эти шаги известны как schottisches. Позже, вместе с другими парными танцами, появился вальс, который, однако, никогда не был так популярен в Шотландии, как в Англии и в Европе. Потомки этих танцев известны сегодня в Шотландии и Англии как "танцы старых времен" (Old Time Dances). Эта традиция продолжается и в настоящее время, когда различные популярные танцы перекладываются на традиционную шотландскую музыку.

Самой первой формой longwise dances или просто set (сет) танцев были так называемые "ring" (кольцо) и "chain" (цепочка) танцы. В источниках 15 века есть несколько упоминаний о танцах в кругу. Обычно их танцевали на полях во время сбора урожая под аккомпанемент волынок. Из ring и chain танцев образовались "сеты" - две линии, в которых партнеры стоят лицом друг к другу (мужчины на одной стороне, девушки на другой). Сеты были настолько длинными, насколько было возможно, и ограничивались только размерами комнаты. Современный сет обычно состоит из 4 пар, танцующих 8 повторений танца (по два раза каждая пара). Именно эта форма танцев стала называться "country" танцы от французского слова "contra", обозначающего две стоящих напротив друг друга линии танцоров.

Шотландская церковь не одобряла занятия танцами и все формы веселья, поэтому сегодня трудно установить, что танцевалось до 1700 года, где, почему и как. Все, что хоть отдаленно имело сходство с танцами, тут же связывалось с колдовством и силами тьмы. Тем не менее, многие шотландские землевладельцы обращали мало внимания на доктрины церкви. Известно, что сет танцы были популярны при дворе Стюртов, а в 1580 году король Джеймс VI выплатил 100 фунтов некому Вильяму Гудсону "за обучение нас танцам". В середине 17 века Джон Плейфорд (John Playford ) издал первый сборник танцев ("Dancing Master", 1651), и по его свидетельству, в начале 17 века в Шотландии было распространено множество популярных country танцев.

Со времен Плейфорда и до середины 19 века существовало социальное деление между различными стилями country танцев. При дворах Шотландии и Англии country танцы считались легкими танцами, и обычно откладывались на конец танцевального вечера. Но со временем country танцы стали главной частью вечеров, и почти полностью заменили менуэт (из которого в 19 веке произошел вальс). Приобретя популярность при дворах, country танцы стали более регламентированными и формализованными в формах и движениях. Позже, благодаря странствующим учителям танцев, они получили распространение среди нетитулованного дворянства и среднего класса. В то же время среди низших классов различные шаги и фигуры танцевались в более свободных формах.

В 19 веке сет танцы в Европе были практически полностью вытеснены новыми кадрилями и парными танцами (полькой и вальсом). К началу 20 века количество country танцев в программах танцевальных вечеров стало сокращаться, но они по-прежнему оставались популярными. В этот период помимо протяженных сетов появились новые фигуры и построения. Развитие бальных танцев, когда пары танцуют по кругу, вызвало появление новых шотландских танцев. Среди них The Circassian Circle, Gay Gordons, La Tempete, The Dashing White Sergeant и др.

В Шотландии горожане и сельские жители продолжали танцевать country танцы до первой Мировой войны. В большинстве городов в зимние месяцы проводились танцевальные вечера, на них съезжались люди со всей округи. В Хайленде неотъемлемой частью жизни были кейли (ceilidh) - вечеринки. Каждый, кто попадал них, был желанным гостем, все пели песни, играли на музыкальных инструментах и танцевали. Кроме этого, многие помещики устраивали регулярные балы, при этом танцы могли начаться в 9 часов вечера и закончиться лишь в 9 утра.

Однако после войны интерес к шотландским танцам стал быстро падать. Для того чтобы сохранить и возродить старые шотландские танцы и музыку, в 1923 году миссис Изобель Стюарт (Mrs Ysobel Stewart) и мисс Джин Миллиган (Miss Jean Milligan) основали общество шотландских country танцев. Приставка "королевское" была добавлена позже, в 1951 году (Royal Scottish Country Dance Society, RSCDS). Первоначально общество публиковало только старые танцы. После второй Мировой войны был издан Reel of the Fifty-first Division - первый новый танец в традиционном стиле, с этого времени RSCDS поощряет создание и публикацию новых танцев. Сегодня RSCDS - это большая международная организация, которая имеет 166 отделений и более 500 дочерних групп на всех континентах. Каждый год RSCDS проводит летнюю школу в г.Сент-Эндрюс в Шотландии, в которую съезжаются более 1000 танцоров со всего мира.

(в статье были использованы материалы сайтов
www.rscds.org,
http://www.geocities.com/Heartland/Bluffs/7078/dancing.htm,
www.scottishdance.net)

Hosted by uCoz